Как вязать арматуру для фундамента крючком?

Используемые виды арматуры

До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:

  1. Это обычная стальная.
  2. Композитная.

Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.

Стальная

1495277596-e1510323268655.jpg Металлическая арматура – это шесть классов, которые друг от друга отличаются процентным содержанием легирующих добавок. И чем последних больше, тем выше класс, тем выше характеристики.

Сами по себе арматурные стержни – это прутки с гладкой или рифленой поверхностью. Первый класс – гладкий, остальные рифленые.

Рельефная структура – это увеличение площади сцепления арматуры с бетонным раствором. К тому же выступы выполняют функции сдерживающих бортов, когда арматурная конструкция начинает работать на растяжение.

Что касается выбора с учетом прочности арматурного прута, то для фундаментов обычно используется материал горячекатаный класса А III диаметром 10 — 18 мм.

Стержни с более высокими характеристиками и размерами слишком дороги, при этом выполняют те же функции при не самых больших нагрузках. А низшего класса арматура для фундаментов слабовата. Но надо добавить, что в армирующих каркасах даже гладкая арматура используется. Она не является основной, но для перемычек, раскосов, связок и прочих не нагружаемых узлов ее применяют.

При выборе необходимо обращать внимание на маркировку изделия, особенно на индексы. Вот только два из них:

  1. «С» — это обозначение, что арматуру можно сваривать.
  2. «К» — в сталь были внесены антикоррозийные добавки. Этот тип является самым дорогим, так что в частном домостроении не используется.

Что касается сварной арматуры, то она также не самый дешевый вариант. Поэтому для частников оптимальный вариант – вязка стальной проволокой. Что касается вопроса, какой проволокой вяжется армирующий каркас, то о ней будет разговор ниже.

Композитная

132573-3-e1510323398919.jpg Эта разновидность является материалом относительно новым. В ее основе лежит пластик, куда добавляются наполняющие его компоненты: стекло, углерод, базальт.

Самой популярной является стеклопластиковая разновидность, потому что она просто дешевле двух других практически при тех же прочностных характеристиках.

Если говорить о технических характеристиках этого материала, то:

  1. Прочность на растяжение у пластиковой арматуры 1000 МПа, у стальной 390.
  2. Она легче металлической в 3,5 раза.
  3. Сталь коррозирует, пластик нет.
  4. Он не проводит электрический ток.
  5. У него низкая теплопроводность.

Что касается отрицательных сторон, то:

  1. Металлическая арматура по упругости лучше.
  2. Пластик относится к категории слабо горючих материалов.
  3. При нагреве он размягчается.
  4. Связать арматуру стеклопластиковую можно только хомутами или проволокой, стальная может свариваться.

Сегодня еще не разработаны четкие рекомендации по технологии использования композитной арматуры, поэтому специалисты рекомендуют применять ее в фундаментах под легкие постройки. Под тяжелые лучше укладывать стальную.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

vyazka_armaturi_5.jpg

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

vyazka_armaturi_6.jpgСхема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Способы вязки арматуры, их плюсы и минусы

При выполнении работ по заливке бетонных оснований, строители сталкиваются с необходимостью подготовки металлического каркаса для обеспечения прочности конструкции. Сформировать сетку из арматурных прутов можно различными способами:

  • связывая элементы каркаса с помощью проволоки крючком, шуруповертом или вязальным пистолетом;
  • сваривая арматуру между собой;
  • закрепляя пруты между собой с помощью пластиковых хомутов.

Единственно правильного варианта не существует. На практике применяются все способы, а выбор зависит от используемого материала и условий на стройплощадке.

Чтобы понять, в каком случае лучше применять тот или иной метод, следует рассмотреть положительные и отрицательные особенности каждого.

Крючком

Вязание арматуры крючком (о том, как его сделать, можно прочитать здесь) имеет следующие плюсы:

  • высокая скорость выполнения операции. При определенной сноровке, специалист быстро затягивает узлы ручным инструментом на месте соединения прутов. Такая работа не тяжела даже для начинающих;
  • легкость исправления брака. Неправильно наложенную проволоку легко раскрутить или разорвать кусачками. Сварочный шов так легко не переделать – придется пилить место соединения углошлифовальной машинкой;
  • для связки арматуры не нужно иметь большого опыта. Начинающий строитель быстро учится этой нехитрой процедуре и после полусотни узлов сможет считаться профессионалом;
  • связывать пруты в каркас можно сразу внутри опалубки;
  • затраты на оплату труда и материал не высоки.

К недостаткам вязки арматуры крючком относят шаткость собранного каркаса. Эта проблема возникает тогда, когда требуется перенести каркас с места сборки в опалубку. Справиться с этим недостатком просто:

  • в случае с обычной металлической арматурой, рекомендуется в нескольких местах укрепить соединения сваркой;
  • при использовании стеклопластиковых изделий, монтируют несколько раскосов по периметру. Они помогут придать дополнительную прочность сетке.

На практике эту проблему решают просто – вяжут каркас прямо в опалубке, чтобы его не надо было переносить.

Помимо ручного крючка для вязки арматуры, используют также полуавтоматический крючок. Это устройство помогает выполнять работу на порядок быстрей. Полуавтомат представляет собой механизм, снабженный реверсивной винтовой основой. Если ручку потянуть назад, винт начинает вращаться, натягивая проволоку на соединение.

Как пользоваться полуавтоматическим крючком для вязки арматурных каркасов, можно посмотреть на видео ниже. К такому инструменту следует приноровиться, но профессиональные рабочие умудряются затягивать узел на соединении в одно движение, что заметно ускоряет весь процесс.

Сваркой

Технология сварки арматуры применяется при устройстве монолитных фундаментов для многоэтажных строений. Ранее этот метод считался самым надежным, но в современных условиях чаще применяют другие способы соединения прутов.

К недостаткам сварного метода относят:

  • необходимость привлечения к работам профессионального сварщика. Оплата труда специалиста автоматически увеличивает сметную стоимость объекта;
  • точка соединения двух арматурных прутов ослабляет общую прочность конструкции и является слабым местом;
  • сваркой невозможно соединить стеклопластиковую арматуру;
  • самая популярная марка прутов для сборки каркаса (А-400) не подойдет для этого метода. Придется отдельно заказывать пруты марки А500С.

В современном многоэтажном и частном домостроении все чаще отказываются от сварки арматуры в пользу вязания.

Хомутами

Главными плюсами сборки арматурного каркаса на хомуты считают высокую скорость, надежную фиксацию и необязательность наличия профессиональных навыков у работника.

Кроме достоинств, у этого метода есть и недостатки:

  • если предстоит выполнить большой объем работ, сборка каркаса на хомуты выйдет немного дороже, чем вязание проволокой;
  • скорость вязки каркаса хомутами высокая, но ниже, чем в случае вязки проволокой;
  • невозможность исправить соединение без разрыва хомута (проволоку можно перевязать);
  • перемещать сетку, связанную с помощью хомутов, нельзя. Конструкция может развалиться под собственной тяжестью;
  • при температуре ниже 0oС пластик становится ломким.

Хомуты чаще всего используются для частного домостроения, когда необходимо выполнять относительно небольшой объем работы.

Вязальным пистолетом

Автоматизация направлена на увеличение скорости выполнения работ. Используя автоматический вязальный пистолет, работник может выполнить те же операции, что и с традиционным крючком, но быстрее в 7-9 раз. Норма для формирования одного узла пистолетом – 1 секунда.

Скорость — главное преимущество пистолета, но его стоимость позволяет использовать это преимущество только при возведении масштабных сооружений.

Устройство выглядит как обычная ручная дрель, на которой установлен моток с проволокой. Для формирования узла достаточно направить жало пистолета в точку соединения и нажать на спусковой крючок. Аппарат сам выполнит вязку.

Минусы использования пистолета для вязки арматуры:

  • объемное устройство не позволит добраться до узких мест. Там придется выполнять соединение вручную;
  • цена аппарата начинается от 30 000 рублей;
  • бракованное соединение невозможно раскрутить. Бракованную проволоку приходится срезать и накладывать новую;
  • связать пруты большого диаметра с помощью пистолета не получится.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

vyazka_armaturi_8.jpg

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

vyazka_armaturi_9.jpg

Варианты для разных фундаментов

Проще всего вязать армокаркас для плитного фундамента. По сути, это решетка из продольных и поперечных стержней, расстояние между которыми определяется нагрузками. Чаще это ячейки 20 х 20 или 30 х 30 см. Для такой конструкции используется вязка с одной петлей.

То же самое можно сказать и о каркасе для ленточного фундамента, потому что его конструкция – это несколько решеток, соединенных поперечными короткими прутками. Но в вязке арматуры ленточного фундамента есть один тонкий момент – это стыковка углов конструкции. Здесь очень важно равномерно распределить точки соединения по всей длине согнутых и сопряженных стержней, которые и создают углы армокаркаса.

Видео про то, как быстро научиться вязать.

Технологии сооружения конструкции каркаса ростверка ничем  не отличается от ленточной. Здесь те же схемы и способы вязки конструкций из арматуры. Что касается каркаса для столбчатого фундамента, то надо учитывать тот момент, что сам каркас в этих сооружениях представляет вертикальную конструкцию с вертикально установленными основными стержнями, которые между собой соединяются прутками меньшего диаметра.

Это, если каркас имеет прямоугольное сечение. Поэтому здесь проводится точно такая же вязка, как и в плитных или ленточных основаниях. Если сечение круглое, то продольные прутки – это один стержень, свернутый в окружность. Его и привязывают к вертикальным элементам в определенных местах каркаса с учетом шага установки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий